Почему Европа не Россия Тема книги - формирование характера современной европейской цивилизации, философское исследование предметов, времен и событий, определивших этот характер. Событий, отстоящих от нас иной раз на многие века, но до сих пор откликающихся в нашей непосредственной повседневности. Предметов реальных, как существование Римской империи, рождение капитализма или факт продажи индульгенций, и не совсем реальных, как клад графа Монте-Кристо или Страшный суд. Времен, которые вместили душевные миры таких людей, как первые христиане, Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Мартин Лютер. В итоге картина, развернутая перед читателем, дает новые возможности для понимания самобытности России. Книга написана простым языком, без излишнего академизма, и предназначена широкому кругу читателей.
Фрагмент I. Римские папы как хозяйствующие субъекты
1.
Полторы тонны золота на острове Монте-Кристо Книги, прочитанные в детстве, навсегда остаются неизменными. Люди информационной эпохи не считают целесообразным возвращаться к уже освоенному ими источнику. Даже тот, кто, спустя много лет, открывает любимую с детства книгу, вовсе не хочет отыскать в ней что-то новое. Он просто ищет знакомые места, чтобы ностальгически пережить некогда пережитое.
А между тем некоторые книги вполне заслуживают того, чтобы перечитать их - и посмотреть на них глазами взрослого. Особенно те, которые писались для взрослых, но затем по недоразумению стали считаться детскими.
Дети, как известно, любят приключения. А в книге всякий может найти только то, что ищет. Остальное безжалостно пропускается.
Что, к примеру, мы помним с детства из двухтомного "Графа Монте-Кристо"? Разве что две истории: про подкоп, проделанный самыми невероятными орудиями в замке Иф, да про обнаружение сказочного клада на необитаемом острове в море.
Больше, пожалуй, и ничего. А зря!
Ведь в Александре Дюма-отце удивительным образом сочетались сказочник и бухгалтер.
То, что писал Дюма-сказочник, все мы запомнили в детстве просто прекрасно.
"Дантес вдвинул острый конец кирки между стенкой сундука и крышкой, налег на рукоятку, и крышка, завизжав, треснула: широкий пролом ослабил железные полосы, они, в свою очередь, слетели, все еще сжимая своими цепкими когтями поврежденные доски, - и сундук открылся. Лихорадочная дрожь охватила Дантеса. Он поднял ружье, взвел курок и положил его подле себя. Сперва он закрыл глаза, как это делают дети, чтобы увидеть в сверкающей ночи своего воображения больше звезд, чем они могут насчитать в еще светлом небе, потом открыл их и замер ослепленный.
В сундуке было три отделения.
В первом блистали красноватым отблеском золотые червонцы.
Во втором - сложенные в порядке слитки, не обделанные, обладавшие только весом и ценностью золота.
Наконец, в третьем отделении, наполненном до половины, Эдмон погрузил руки в груду алмазов, жемчугов, рубинов, которые, падая друг на друга сверкающим водопадом, стучали, подобно граду, бьющему в стекла:"
Сокровища в откопанном сундуке оказались просто несметными. Как звезды на небе. Как градины, рассыпавшиеся по земле.
Это и запомнилось всем, наряду с пещерой Али-Бабы.
И только те немногие аномальные дети, которые с самого раннего возраста питали патологическую страсть к бухгалтерскому учету, запомнили следующую страницу. Ту, на которой Дюма-бухгалтер производит предварительную инвентаризацию складированных в пещере материальных ценностей.
"В сундуке оказалось тысяча золотых слитков, каждый весом от двух до трех фунтов, потом он насчитал двадцать пять тысяч золотых червонцев, стоимостью каждый около восьмидесяти франков на нынешние деньги, все с изображением папы Александра VI и его предшественников, и при этом убедился, что только наполовину опустошил отделение; наконец, он обеими руками измерил десять пригоршней жемчуга, алмазов и других драгоценных камней, из которых многие, оправленные лучшими мастерами того времени, представляли художественную ценность, немалую даже по сравнению с их денежной стоимостью" .
Со сказочника спрос один, с бухгалтера - другой. Взрослый. Раз уж ты составляешь смету, раз принимаешься считать несметные сокровища, ты уже должен правдоподобно объяснить, откуда сокровища взялись и как они оказались на месте хранения.
Дюма-бухгалтер предложил свою версию, стараясь, как обычно, быть правдоподобным.
Конечно, нынешнего читателя, поднаторевшего на детективах, эта версия не устроила бы. У него осталась бы много вопросов практического характера.
Фунт - это примерно 450 граммов. Выходит, в сундуке обнаружилось больше тонны золота в слитках. Не говоря уже обо всем прочем, которое тоже весило немало. А в предсмертной записке-завещании кардинал Чезаре Спада сообщил, что знает о существовании этого клада один.
Тогда, стало быть, существуют две рабочих версии.
Либо этот почтенный муж приплыл на остров в одиночку, ловко управляя парусным судном, потом, заволок в пещеру огромный сундук, наполнил его полутора тоннами сокровищ, закопал, и, проявив недюжинные таланты каменщика и штукатура, заложил вход во вторую пещеру - так, что построенная им стенка ничуть не отличалась от ее естественных стен.
Эта версия невероятна.
Либо этот муж был вовсе не почтенным, а, наоборот, являлся сущим злодеем: он лично умертвил всех сопутствовавших ему в секретном предприятии моряков, грузчиков, каменщиков и прочих трудящихся.
Такие сомнения, однако, смущают только читателя нынешнего. Современников Дюма они, видимо, не смущали. Его читатели принадлежали к высшим кругам общества, а потому не особенно вникали в практические вопросы. Орлы, знаете ли, мух не ловят. Мелочи их не интересуют. Ну, закопал - и закопал. Не важно, как. Поручил кому-нибудь - и сделали всё в лучшем виде.
Зато читатели из высшего света всегда были особенно внимательны к вопросам сословным и имущественным. И никого из них ничуть не удивило, что у средневекового итальянского кардинала была тонна золота с лишним, да вдобавок десять пригоршней драгоценных камней.
Такое вполне могло быть. И объяснения Дюма на этот счет их вполне удовлетворили.
Вспомним эти объяснения. Вспомним, почему благочестивый кардинал Чезаре Спада зарыл свои богатства в пещере - в 1498 году. Он зарыл их, чтобы уберечь от жадного, коварного римского папы Александра VI и его сына Цезаря Борджиа. Деньги этим двум злодеям срочно требовались на нужды военные и политические:
"Походы в Романье закончились. Цезарь Борджиа, завершив свои завоевания, нуждался в деньгах, чтобы купить всю Италию. Папа тоже нуждался в деньгах, чтобы покончить с французским королем Людовиком Двенадцатым, все еще грозным, несмотря на понесенные им поражения. Необходимо было задумать выгодное дело, что становилось затруднительным в разоренной Италии" .
Чтобы добыть деньги, римский папа и задумал великолепную комбинацию из трех ходов. Первые два хода были изящной политической интригой, а третий носил сугубо уголовный характер.
А.Дюма-отец описывает трехходовую комбинацию так:
"Его святейшеству пришла счастливая мысль. Он решил назначить двух новых кардиналов.
Выбор двух римских вельмож, притом непременно богатых, давал святому отцу следующие выгоды: во-первых, он мог продать доходные места и высокие должности, занимаемые обоими будущими кардиналами; во-вторых, он мог надеяться на щедрую плату за две кардинальские шапки.: Папа и Цезарь Борджиа наметили двух кардиналов: Джованни Роспильози, занимавшего четыре важнейшие должности при святейшем престоле, и Чезаре Спада, одного из благороднейших и богатейших вельмож Рима. Оба дорого ценили папскую милость. Оба были честолюбивы. Затем Цезарь Борджиа нашел покупателей на их должности.
Таким образом, Роспильози и Спада заплатили за кардинальство, а еще восемь человек заплатили за должности, прежде занимаемые двумя новыми кардиналами. Сундуки ловких дельцов пополнились восемьюстами тысячами скудо.
Перейдем к третьей части сделки. Обласкав Роспильози и Спада, возложив на них знаки кардинальского звания и зная, что для уплаты весьма ощутимого долга благодарности и для переезда на жительство в Рим они должны обратить свои состояния в наличные деньги, папа, вкупе с Цезарем Борджиа, пригласил обоих кардиналов на обед.
По этому поводу между отцом и сыном завязался спор. Цезарь считал, что достаточно применить одно из тех средств, которые он всегда держал наготове для самых ближайших друзей, а именно: пресловутый ключ, которым то одного, то другого просили отпереть некий шкаф. На ключе был крохотный железный шип - недосмотр слесаря. Каждый, кто трудился над тугим замком, накалывал себе палец и на другой день умирал. Был еще перстень с львиной головой, который Цезарь надевал, когда хотел пожать руку той или иной особе. Лев впивался в кожу этих избранных рук, и через сутки наступала смерть" .
В итоге было решено отравить новоиспеченных кардиналов за праздничным обедом, чтобы те умерли сразу, а не на следующий день, и наверняка не успели спрятать свои сокровища. А сокровища, разумеется, прибрать к рукам.
Но кардинал Чезаре Спада успел-таки зарыть свой клад заранее. И, отправляясь на последний свой обед, написал в записке-завещании:
" Сего 25 апреля 1498 года, будучи приглашен к обеду его святейшеством Александром VI и, опасаясь, что он, не довольствуясь платою за кардинальскую шапку, пожелает стать моим наследником, и готовит мне участь кардиналов Капрара и Бентивольо, умерших от яда, объявляю племяннику своему Гвидо Спада, единственному моему наследнику, что я зарыл в месте, ему известном, ибо он посещал его со мною, а именно в пещерах острова Монте-Кристо, все мои золотые слитки, монеты, камни, алмазы и драгоценности, что один я знаю о существовании этого клада, ценностью до двух миллионов римских эскудо:" И так далее.
Конечно же, все эти махинации и злодейства никому в детстве понятны не были. Да, в общем, и взрослый читатель всячески недоумевает, читая о них. А все дело в том, что каждый человек по наивности своей думает, будто в других странах все устроено точно так же, как в -его собственной. Ну, может быть, с некоторыми незначительными отличиями.
Церковь, как полагает где-то в глубине души российский читатель, везде одинакова. Ну, в том смысле, что похожа на нашу, российскую. На православную. А если так, то в истории, поведанной А.Дюма-отцом, совсем ничего не понятно.
Почему это папа, будучи священником, затевает какие-то войны? Хочет покончить с французским королем.: Разве священники ведут войны?
Почему папа, будучи священником, свободно распоряжается государственными должностями? Разве священники занимаются политикой?
Почему папа берет какого-то графа Спада и единоличным решением производит прямо в кардиналы? Разве кардиналы назначаются единолично? Да, к тому же, из графов.: Ведь граф - это, вроде бы, человек светский? А кардинал - второй по значению, после самого папы, титул в иерархии католической церкви. Как-то не припоминается что-то подобное в российской истории - чтобы взял, скажем, патриарх, да и назначил какого-нибудь графа без всякой подготовки, к примеру, епископом. ( Ведь никаких кардиналов в православной церкви нет). Да еще взял с графа за это огромные деньги. Это, вроде бы как грех, именуемый симонией. А по-простому - взяточничеством.
И потомки графа Спада, произведенного в кардиналы, продолжали оставаться графами. А папа римский взял - да и отнял у них наследство. По какому, спрашивается, праву? Правда, после закапывания клада им, римскому папе с сыном Цезарем Борджиа, досталось совсем немного. Сущие пустяки. Дюма пишет: ":Наскребли самую малость: золотых и серебряных вещей на какую-нибудь тысячу скудо и столько же наличных денег" . И оставили род Спада в ужасной бедности - всего при двух дворцах.
Ну, а про затейливые отравления и говорить нечего. Дело ли священника - травить ближнего ядом?
Нет, решительно ничего тут не понятно.
Наверное, это все Дюма-отец выдумал. Наряду со всякими римскими разбойниками - вроде Луиджи Вампа.
Стоит ли разбираться в подобных выдумках и нелепицах? Простим их автору, пропустим - и посмотрим, как оно там будет дальше.
На самом же деле Дюма-отец прекрасно знал времена, о которых писал. Говоря о подготовке к созданию "Трех мушкетеров", он признавался: "Один только перечень книг, прочитанных нами с этой целью, составил бы целую главу, что, пожалуй, было бы очень поучительно, но вряд ли занимательно для наших читателей".
Так же было и с "Графом Монте-Кристо".
Да, римский папа действительно мог заниматься войнами и политикой, и даже обязан был это делать. Потому что он был не только главой католической церкви, но и светским государем. В 756 году французский король Пипин Короткий отдал папе итальянские земли, которые составили особое государство - Папскую область. Она существовала до 1870 года, когда Рим был включен в состав единой Италии. А с 1929 года папа снова стал светским правителем - главой города-государства Ватикана.
Естественно, править и церковью, и государством затруднительно. Для управления государством одних священников мало. Здесь требуется светская политическая элита, которая пользуется доверием папы-государя и всячески поддерживает его.
Такую элиту в Папской области составляла, так называемая, "черная знать". У иных средневековых пап бывали незаконнорожденные сыновья, а у родственников папы - вполне законные отпрыски. Папы, в отличие от королей, не передавали свою власть по наследству. Папы избирались кардиналами своей среды. А у каждого кардинала тоже были многочисленные родственники.
Иными словами, к власти в Папской области в результате выборов всякий раз приходил не один папа, а вся его "политическая семья", т.е. целый аристократический род, к которому папа принадлежал. Остальные "политические семьи" ждали своей очереди поправить. Долголетие папы, поэтому не одобрялось.
Историк Паоло Кальяри, принадлежащий к ордену бенедиктинцев, писал в изданной с разрешения церковных властей книге " Папа, видимый вблизи. Апологетические заметки" (1950) о римских папах средневековья:
"Как только папа вступал на престол, он немедленно окружал себя детьми своих братьев и сестер, и казалось, что единственной его заботой было обогатить и возвеличить свою семью. Александр VI, Урбан VIII, Лев X, Павел III, Александр VII забывали, что они папы, и помнили только, что они Борджиа, Барберини, Медичи, Фарнези и Киджи. Их племянники, даже малолетние, даже при отсутствии у них каких-либо положительных качеств, вершили важными и ответственными делами церкви. Пятно непотизма охватывает три столетия церковной истории" .
Раздача доходных должностей, высших церковных званий и земель своим родственникам была настолько обычным делом, что для ее обозначения пришлось придумать специальный термин - "непотизм" ( от латинского слова nepos, в переводе означающего "племянник"). Так в средневековом Риме полностью срослись власть церковная и власть светская. Эта власть переходила в результате выборов папы от одного рода к другому, а количество этих привилегированных родов "черной знати" было весьма ограниченным.
Возможно, кардинал Спада, закопавший сокровища на острове Монте-Кристо, и был придуман Дюма. Зато второй, отравленный и ограбленный кардинал - Роспильози - носил фамилию известнейшего рода, веками принадлежавшего к "черной" знати.
Так что переход из графов в кардиналы был самым обычным делом в среде "черной" знати. И свобода пап в назначении кардиналов тоже была необычайно велика - настолько, что эти назначения порой оказывались самыми удивительными:
"Этот титул папы присваивали в средние века своим незаконнорожденным сыновьям, племянникам и другим родственникам. Иногда папы назначали кардиналами даже детей. Так, Джованни Медичи (будущий Лев Х) был назначен кардиналом в 7-летнем возрасте . Некоторые кардиналы не были священниками. Папа может назначать кардиналов секретным решением (in petto - дословно: в груди), но если он об этом не сообщил до своей смерти консистории, то такое назначение считается недействительным" .
Стало быть, ничего особенно невероятного Дюма про средневековых пап не придумал. Он просто описал нравы, обычные в среде "черной знати". Дела, так сказать, сугубо семейные. Больше того. Он, Дюма, не придумал даже римских разбойников, с которыми водил дружбу граф Монте-Кристо.
То, что современный читатель склонен считать причудливыми плодами фантазии великого романиста, на самом деле представляло собой тонкие намеки на толстые обстоятельства. Историю про кардинальский клад ХV века и историю про римских разбойников ХIX века Дюма поместил под одну обложку неспроста. Он хотел сказать таким образом, что порядки в папском государстве за четыре века изменились мало, несмотря на все исторические катаклизмы.
Несчастного Эдмона Дантеса посадили в замок Иф в 1815 году, а убежал он оттуда в 1829 году.
Что же происходило в эти времена в Риме?
Наполеон на какое-то время лишил папу светской власти. Он поселил Пия VII в Париже, а католических священников подчинил префектам полиции. Но с падением Наполеона Пий VII вернулся в Рим: в 1814 году Папская область была восстановлена как государство. А вместе с ней воскресли и прежние, средневековые порядки.
"Судьбами церковного государства вершила церковная иерархия во главе с папой и "черная" знать", состоявшая из потомков пап и родственников кардиналов во главе с князьями Колонна, Орсини, Русполи, Альдобрандини, Дориа, Одескальки, Боргезе, Роспильоси, Массимо и Торлониа, которые со своими женами, дочерьми и любовницами диктовали политику "святого престола". Кардиналы, управлявшие провинциями, пользовались неограниченной властью, их произволу не было предела. Лучшие земельные угодья, дворцы - одним словом, все богатства принадлежали церковной и "черной" знати, в то время как население страдало от хронического голода. В 1837 г. булочники разносили хлеб под охраной солдат, опасаясь нападения голодной толпы. В Риме было множество воров, в пригородах свирепствовали разбойники. Чтобы обезопасить путешественников, вырубались деревья по сторонам дорог, как в Англии в ХIII в."
Так что были, были во времена графа Монте-Кристо римские разбойники - те самые, которым он поручил морить голодом банкира Данглара.
Вообще говоря, в романе Дюма существует, как минимум, два слоя. Читателя досужего и простодушного в нем всегда привлекала экзотика: клады, таинственные арестанты, честные контрабандисты, греческие принцессы, отравления в доме у прокурора и, конечно же, неимоверный Восток с гашишем. И благородные римские разбойники всего лишь повергали такого читателя в сладостно-безопасный ужас.
Но для умного читателя написанного было вполне достаточно, чтобы понять: истории про клад средневекового кардинала и про римских разбойников присутствуют в романе неспроста. Дюма ненавязчиво показывал, что порядки в Риме после поражения Наполеона установились такие же, что и при самых греховных средневековых папах. Экономика - в глубоком кризисе, а жизнь преступника, осужденного на смертную казнь, вполне можно выкупить за деньги.
***
Отложим, однако, занимательную книгу А.Дюма и поставим перед собой вопрос из области теории. Когда должности в государстве продаются за деньги и, в свою очередь, используются для приобретения еще больших денег, это называется олигархией. Когда светская власть сращивается с властью духовной, это называется теократией. Но как, спрашивается, назвать соединение денег, политической власти и церкви? Соединение олигархии с теократией?
Такого термина пока не придумано. Но если бы он был придуман, то он обозначал бы такой социальный строй, при котором самая оголтелая коррупция является делом житейским, а ненасытное стремление к роскоши получает самое развернутое теологическое обоснование.
В ХV-XVI веках, о которых мы будем повествовать, так оно и было.
Если бы папы и кардиналы, даже вкупе со всей "черной знатью", получали свои доходы только от своих феодальных владений, верхушка католического духовенства никогда не достигла бы такого блеска и роскоши. В огромной резиденции папы - апостолическом дворце - насчитывается 3000 комнат и 20 дворов. Расположенная рядом с ним колоннада Бернини - из 280 колонн - украшена 164 статуями. Гигантский собор святого Петра, расположенный тут же, на одноименной площади, способен вместить 10 тысяч человек. Ценность же внутреннего убранства папской резиденции, включающего шедевры величайших художников, просто не поддается денежному выражению.
Чтобы обрести все эти богатства, необходимо было наладить по всему миру продажу такого товара, за который массы людей готовы были платить огромные деньги. Сам же этот товар должен был обходиться папе достаточно дешево.
Эта экономическая задача была успешно решена.
Предлагаемый товар оказался, как принято говорить сегодня, чисто виртуальным. Но тем большим оказался повсеместный спрос на него в католическом мире тех времен.
http://www.percev.ru/library.htm?category=1&id=9